Здравствуйте, уважаемые читатели!
В Госдуму внесен законопроект под № № 1026190-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Какие нововведения нас ждут с 01.01.2026
В части налога на добавленную стоимость
1. Установление налоговой ставки НДС в размере 0 процентов при реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгоценных металлов, аффинажным организациям, имеющим право осуществлять аффинаж драгоценных металлов.
2. Предусматривается возможность отказа от применения ставки НДС в размере 0 процентов не только при экспорте товаров и работ (услуг), связанных с таким экспортом, но и в отношении работ (услуг), оказываемых при международных перевозках импортируемых товаров, а также возможность отказа от применения ставки НДС в размере 0 процентов при осуществлении таких операций для налогоплательщиков, применяющих ставки 5 или 7 процентов.
3. В рамках мер по обеспечению сбалансированности бюджета предусматривается повышение размера ставки НДС с 20 до 22 процентов.
4. При этом с целью пресечения схем дробления предусматривается сокращение предельного размера доходов с 60 до 10 миллионов рублей.
5. В целях освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения сокращение перечня операций, освобождаемых от налогообложения НДС.
В части налога на доходы физических лиц
1. Установление освобождения от налогообложения доходов в виде возмещения виновным лицом стоимости утраченного имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
2. Уточнение порядка применения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, в случае образования такого объекта недвижимости в течение налогового периода и внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости позднее даты постановки объекта на государственный кадастровый учет.
3. Дополнение перечня расходов, связанных со служебной командировкой, оплачиваемых в пользу налогоплательщика (компенсируемых налогоплательщику) и освобождаемых от налогообложения.
4. Установление единых условий для налоговой льготы в виде освобождения от налогообложения доходов от реализации, находящихся в собственности налогоплательщика более пяти лет долей участия в уставном капитале российских организаций и акций российских организаций.
5. Уточнение перечня видов имущества и имущественных прав, при дарении которых доход в виде такого дара освобождается от налогообложения только, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками.
6. В целях совершенствования условий применения стандартного налогового вычета на детей и налогового администрирования предлагается уточнить, что при определении дохода налогоплательщика, исчисленного нарастающим итогом с начала налогового периода, учитываются только доходы, относящиеся к основной налоговой базе.
7. Расширение сферы применения налоговой льготы, установленной для семей с детьми в отношении дохода от продажи жилого помещения при улучшении жилищных условий: льгота применяется не только для семей с несовершеннолетними детьми, но также для семей с детьми, признанными судом недееспособными, вне зависимости от их возраста.
Также добавляется уточнение о соблюдении условия о наличии в семье не менее двух детей в том числе, если ребенок родился после продажи жилья, но до 30 апреля следующего года.
8. Установление порядка определения расходов на приобретение доли участия в уставном капитале общества в случае, если доля участия приобретена налогоплательщиком в результате реорганизации другой организации.
9. Уточнение порядка учета в целях налогообложения расходов при продаже имущества, стоимость которого при приобретении налогоплательщиком включалась в налогооблагаемый доход налогоплательщика.
10. Распространение на налогоплательщика требования самостоятельного декларирования и уплаты налога не только при неудержании налога налоговым агентом, но также и при частичном неудержании налога налоговым агентом.
11. Предусмотреть, что в отношении доходов в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, сумма налога исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме выигрыша вне зависимости от его размера.
12. Введение ограничений на использование налоговых преференций для налогоплательщиков, имеющих статус иностранных агентов.
В части налога на прибыль организаций
1. Предусмотреть безналоговые последствия безвозмездного получения имущества (имущественных прав), результатов работ (услуг), когда обязанность такого получения предусмотрена не только законодательством Российской Федерации непосредственно, но и законодательством субъектов Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации в рамках соответствующих полномочий.
2. С целью исключения противоречий из перечня имущества, не подлежащего амортизации, исключается имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования, учитывая, что расходы, осуществленные за счет бюджетных средств целевого финансирования, не учитываются при формировании первоначальной стоимости.
3. В целях исключения многократного использования коэффициента 2 к расходам на приобретение права на использование программ для электронных вычислительных машин и баз данных, программно-аппаратных комплексов по лицензионным и сублицензионным соглашениям в рамках одной цепочки получателей (лицензиатов), предлагается уточнить правила применения повышающего коэффициента.
4. Установление возможности учета в составе безнадежных долгов приобретенных по номиналу налогоплательщиком (новым гарантирующим поставщиком) права требования (к предыдущему гарантирующему поставщику) как условие осуществления деятельности (гарантирующего поставщика) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также приобретенные профессиональной коллекторской организацией права требования по тем кредитным обязательствам, которые соответствуют основаниям для признания их безнадежными.
5. Установление единообразного подхода к формированию стоимости имущества, полученного государственными корпорациями в качестве взноса как от Российской Федерации, так от Банка России, который также наделен в настоящее время соответствующим правом.
6. Продление действия нормы, ограничивающей уменьшение налоговой базы текущего периода на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, по 2030 год.
7. Сохранение возможности применения инвестиционного налогового вычета организациями, являющимися субъектами естественной монополии и осуществляющими транспортировку нефти и (или) нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов, и их соответствующих дочерних обществ.
8. Предоставление возможности применения федерального инвестиционного налогового вычета любым лицом, входящими в одну группу с налогоплательщиком, осуществившим капитальные вложения, вне зависимости от отрасли, в которой осуществляет деятельность такое лицо.
9. Исключение из доходов и расходов, не учитываемых при налогообложении налогом на прибыль организаций, доходов и расходов, относящихся к деятельности организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, что позволит обеспечить налогообложение прибыли таких организаторов азартных игр в общеустановленном порядке.
10. Введение ограничений на использование налоговых преференций для организаций, имеющих статус иностранного агента, и организаций, в которых указанные организации владеют прямо или косвенно долей участия в уставном капитале в размере 10 процентов и более.
В части государственной пошлины
1. Исключение положения, касающегося взимания государственной пошлины за выдачу акцизных марок, в связи с отменой маркировки акцизными марками алкогольной продукции, ввозимой (импортируемой) в Российскую Федерацию.
2. Установление государственной пошлины за внесение сведений об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке, в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
В части специальных налоговых режимов
1. В целях снижения нагрузки на налогоплательщиков уточняются переходные положения в части учета в составе расходов налога на прибыль организаций стоимости товаров, приобретенных и оплаченных не ранее чем, за 3 года предшествующих году перехода с единого сельскохозяйственного налога или упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), но реализованных после перехода на общую систему налогообложения.
2. Уточнение положений о возможности применения УСН адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований, в случае осуществления иных видов деятельности, не связанных с адвокатской деятельностью в целях исключения двоякого толкования норм.
3. Установление возможности индивидуальным предпринимателям представлять уточненное заявление на получение патента в связи с изменением количества физических показателей в целях перерасчета суммы налога по патенту.
4. В целях развития микробизнеса и обеспечение конкурентных условий с бизнес-сообществом, достигшим среднего уровня по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, предлагается снизить предельное значение величины суммы доходов в целях применения патентной системы налогообложения, а также предусматривается исключение из перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, торговой деятельности в стационарных торговых объектах и оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.
5. В целях развития микробизнеса и обеспечение конкурентных условий с бизнес-сообществом, достигшим среднего уровня по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения, предлагается снизить предельное значение величины суммы доходов в целях применения указанной системы налогообложения.
В части имущественных налогов
1. Уточнение порядка освобождения от налогообложения транспортных средств, зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей.
2. Установление льготы по транспортному налогу, земельному налогу для участников специальной военной операции и членов их семей.
3. Отмена обязанности организаций по исчислению транспортного налога, земельного налога и налога на имущество организаций, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости, с возложением этой обязанности на налоговые органы.
4. Уточнение определения понятия объекта бытового обслуживания в целях применения положений Кодекса как объекта недвижимости, используемого для оказания бытовых услуг физическим и (или) юридическим лицам по перечню кодов ОКВЭД и ОКПД, что позволит уйти от сложившейся в настоящее время неоднозначной правоприменительной практики в определении объектов бытового обслуживания.
5. Освобождение организаций от уплаты налога на имущество в отношении имущества, предоставленного в безвозмездное пользование для размещения участков исправительных центров уголовно-исполнительной системы.
6. Предоставление налоговых вычетов для многодетных родителей по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в объеме, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63.
7. Перевод налога на игорный бизнес из региональных налогов в федеральные с одновременным изменением подхода к налогообложению букмекерских контор и тотализаторов.
В части туристического налога
1. Уточнение порядка исчисления туристического налога в отношении услуг по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению на основании путевок.
2. Уточнение полномочий представительных органов муниципальных образований по дифференциации налоговых ставок по туристическому налогу в зависимости от сезонности и (или) типа средства размещения.
3. Освобождение от уплаты туристического налога организаций в отношении услуг по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, предоставляемых при наличии медицинских показаний, оплата которых осуществляется за счет средств бюджетов, а также организаций в отношении услуг по временному проживанию в составе услуг по организованному отдыху, оплата которых осуществляется в рамках государственных заданий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и предоставляемых в средствах размещения, закрепленных на праве оперативного управления за учреждениями, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, основными задачами которого являются материально-техническое обеспечение деятельности и социально-бытовое обслуживание Президента Российской Федерации.
В части страховых взносов
1. Установление с 1 января 2026 г. обязанности плательщиков страховых взносов - организаций по исчислению страховых взносов с выплат и иных вознаграждений в пользу руководителей исходя из минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) в случаях, когда таким работникам выплаты составили менее величины МРОТ.
2. Освобождение от обложения страховыми взносами выплат работнику, проходящему военную службу по контракту, заключенному для участия в специальной военной операции, независимо от срока действия такого контракта.
3. Дополнение перечня расходов, связанных со служебной командировкой работника, оплачиваемых работодателем и освобождаемых от обложения страховыми взносами.
4. Увеличение с 2026 года для ИТ-организаций единого пониженного тарифа страховых взносов до 15 процентов с сумм в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов (далее - ЕПВБ) с сохранением единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процентов с сумм сверх ЕПВБ. Исключение применения единых пониженных тарифов страховых взносов, установленных для ИТ-организаций, организациями, имеющими статус участника проекта "Сколково".
5. Снижение до 0,0 процентов единого пониженного тарифа страховых взносов с выплат работникам сверх ЕПВБ для организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности.
6. Установление на 10 лет начиная с 2027 года единых пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 процентов с сумм в пределах ЕПВБ и 0,0 процентов с сумм свыше ЕПВБ для религиозных организаций и в размере 15 процентов с сумм в пределах ЕПВБ и 7,6 процентов с сумм свыше ЕПВБ для социально ориентированных некоммерческих организаций и благотворительных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
7. Освобождение от обязанности индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, исчислять и уплачивать страховые взносы за периоды прохождения военной службы по контрактам, заключенным для участия в специальной военной операции, независимо от срока их действия.
8. Исключение возможности применения льгот по страховым взносам для всех МСП независимо от вида осуществляемой деятельности с сохранением пониженного тарифа страховых взносов только для субъектов предпринимательской деятельности в приоритетных отраслях, по перечню видов деятельности, определяемому Правительством Российской Федерации.
9. Уточнение момента начала применения единых пониженных тарифов страховых взносов ИТ-организациями и организациями, осуществляющими деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности (при соблюдении условия о доле доходов от профильной деятельности - с месяца получения документа о государственной аккредитации ИТ-организации (с месяца включения в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности).
10. Определение порядка уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование индивидуальными предпринимателями, в том числе применяющими специальный налоговый режим и осуществляющими одновременно иную установленную законодательством Российской Федерации профессиональную деятельность, не являющуюся предпринимательской.
11. Изменение порядка определения базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения
с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в части определения величины дохода
в размере, рассчитываемом как "сумма доходов, уменьшенная на сумму расходов".
Подводя итоги, можно сказать, что нужно готовиться к повышению цен. Многие МСП перейдут на «серые» схемы.
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и с условиями бронирования счёта